ЧЗО уже пригодна для проживания
Часть 30-километровой зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и сам город Чернобыль уже пригодны для проживания людей, считают специалисты Национальной комиссии по радиационной защите населения.
«По радиологическим показателем для проживания в городе Чернобыль фактически препятствий нет, но законодательство запрещает размещение в зоне отчуждения», — заявил член Национальной комиссии по радиационной защите населения Олег Бондаренко.
«Я считаю, время уже думать о том, что часть зоны можно открывать для использования без ограничений. Это преимущественно южная часть», — добавил он.
Так, по его мнению, в Чернобыле можно позволить проживание персонала, осуществляющего работы по преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасный объект, а также обслуживающему персоналу ЧАЭС. По его словам, согласно медицинским нормам, для персонала допустимая доза облучения составляет 20 милизиверт в год, но на практике она не превышает 1,2 милизиверт в год.
Бондаренко считает, что в зоне отчуждения можно позволить инвестиционную и хозяйственную деятельность, в частности, разведение крупного рогатого скота, выращивание животных для получения меха, а также технических культур, в частности, льна.
Заместитель генерального директора государственного учреждения «Научный центр радиационной медицины» АМНУ Виктор Сушко также считает, что Чернобыль может быть заселен, но после восстановления социальной инфраструктуры.
Чернобыль ждет вторая катастрофа?
Из-за недосмотра строителей новый саркофаг может быть разрушен уже в ближайшие годы. На Чернобыльской АЭС – скандал, угрожающий национальной безопасности. Халатность строителей может привести к вытоку радиоактивных отходов, создав угрозу для жизни и здоровья тысяч украинцев. Построенная всего полгода назад новая вентиляционная труба, которая будет обслуживать третий неработающий энергоблок ЧАЭС, может неожиданно завалиться на саркофаг.
Откуда взялась труба
Конструкция атомных энергоблоков ЧАЭС предполагает наличие на каждом из них вентиляционной трубы. Это система, которая за счет перепада давления позволяет «подтягивать» воздух в помещение блоков, создавая нормальные условия для работы людей и эксплуатации оборудования.
Особенность разрушенного во время аварии 1986 года четвертого, а также его «близнеца» — третьего реактора в том, что у них труба — одна на двоих. Именно ее мы видим на кадрах хроники, именно она возвышается над старым саркофагом, возведенным над разрушенным реактором. Труба функционирует нормально. Однако ее расположение мешает строить новый саркофаг. Потому, согласно плану строительства, было принято решение возвести рядом новую вентиляционную систему. Которая будет обслуживать третий неработающий блок и помещение четвертого.
Строительство новой трубы (объект НВТ — 2) началось в 2011 году. Генеральным подрядчиком выступил консорциум «Атомстройэкспорт» (Россия) и «Укрэнергомонтаж» (Украина), который нанял подрядчиком строительства компанию «Укрбудмонтаж». По имеющимся данным, руководит обеими украинскими компаниями и является их владельцем Максим Микитась, президент государственной корпорации «Укрбуд».
Цена строительства трубы составила всего $10 млн. — незначительная сумма по сравнению со стоимостью строящегося рядом нового саркофага в $1 млрд. Деньги освоили достаточно быстро: уже в ноябре 2011 года «Укрбудмонтаж» объявила на своем сайте о завершении строительства. В сентябре — октябре должно начаться переключение третьего энергоблока на новую трубу, а затем — и демонтаж старой.
Трещины на новом объекте
Однако уже через полгода, во время очередной инспекции группы управления проектом обнаружилось, что вентиляционная труба держится едва ли не на честном слове. В распоряжение издания попали фотографии, которые демонстрируют повреждения и недоработки, которые выявили проверяющие в ходе обследования башни. Это трещины на стыках длинной 15-20 см, десятки пропущенных отверстий, где должны были быть закреплены болты, неплотная сварка, а также многочисленные коррозионные «пятна». В некоторых местах соединений фактически уже нет. Судя по датам на некоторых фотографиях, съемка проводилась совсем недавно — 13 июля 2012 года.
На правах анонимности один из членов группы по управлению проектом согласился рассказать, что произошло. По его словам, есть как минимум две возможных причины, по которым новая вентиляционная башня уже покрыта трещинами и недоработками. Первая — это недофинансирование от заказчика — Европейского банка реконструкции и развития, который координирует все финансовые потоки от мировой общественности, направляемые на консервацию ЧАЭС. Это версия слабая, утверждает наш собеседник, поскольку проект новой вентиляционной трубы, разработанный институтом Киевэнергопроект, был «пробюджетирован» из расчета на качественные материалы и нормальный уровень оплаты труда.
Отсюда вторая — более вероятная причина: некачественные материалы, сварка, антикоррозионное покрытие экономия на специалистах. Вероятность такого развития событий более высока, поскольку на таком объекте как вентиляционная труба на энергоблоке априори не может быть организован должный уровень контроля со стороны заказчика. «Конечно, они издалека фиксировали, что вот, собран первый уровень, второй, вот идут сварочные работы. Но на саму башню европейские инспектора, скорее всего, не лазили из-за высокого уровня радиации», — отмечает наш собеседник.
Правоохранительные органы пока не занялись проблемой, поскольку и чиновники МинЧС, и администрация станции не хотят выступать инициаторами такой информации, боясь оказаться крайними и понести солидарную ответственность со строителями. Возможно, после этой публикации они станут смелее.
К чему это приведет
Впрочем, поиск виноватых — это сегодня далеко не первоочередная задача, которую нужно решать, считает наш собеседник. Гораздо более важной проблемой являются последствия халатности строителей.
Новая вентиляционная труба должна простоять на ЧАЭС ровно столько, сколько будет существовать новый саркофаг, то есть около 100 лет. Однако при том состоянии стыков и креплений, а также при том количестве коррозионных «пятен», которое зафиксировали инспектора в средине июля, специалисты дают конструкции максимум два — три года (это притом, что построена она всего полгода назад).
Сценариев дальнейшего развития событий два. В лучшем случае сооружение из-за увеличивающихся трещин и коррозии деформируется и башня выйдет из строя. При этом третий и четвертый энергоблоки потеряют систему вентиляции. В этой ситуации будут нарушены условия эксплуатации оборудования, людям вход в здание будет закрыт, а радиация начнет «расползаться» по округе. В худшем случае, башня рухнет на новый саркофаг, похоронив под собой десятилетнюю работу международных инвесторов и строительных компаний. 80-тонная конструкция не просто прогнет арки, она способна пробить в саркофаге дыру, достаточную для посадки туда вертолета.
Случиться это может как сейчас, когда новый саркофаг еще не достроен, так и через десять лет, когда под ним будет идти активная работа по выемке активного (!) топлива и перемещению его в хранилище, построенное в 20 км от реактора. Стоит ли говорить, что утечка в открытое пространство радиоактивных частиц, учитывая наличие рядом реки, впадающей в Днепр, приведет к непоправимым последствиям для жизни и здоровья 3,5 тыс. работников станции и сотен тысяч, если не миллионов простых жителей страны.
Более того, восстановить саркофаг стоимостью миллиарды долларов, не получится технологически. Конструкция (ширина 250 м, высота 120 м) настолько массивная, что процесс ее возведения проходит в несколько этапов: одна арка поднимается за другой по принципу волокон ракушки. Если будет повреждена арка в средине саркофага, для ее ремонта придется проводить полный демонтаж сооружения.
Что нужно сделать
Ситуация требует немедленного вмешательства специалистов. Необходимо проверить 100% всех стыков и креплений. Один из методов проверки — «гамма-контроль» — просвет специальными лучами как разрушенных, так и пока скрепленных стыков. Ведь если проблемы выявлены на части сваренных конструкций, нельзя исключать, что и на остальных обнаружатся дефекты. Работы по укреплению башни, а также по покрытию ее заново качественным антикоррозионным материалом, который обеспечит ее долговечность, займут около полугода и обойдутся примерно в $5-6 млн.
Важно только не допустить, чтобы «модернизация» пошла по «украинскому сценарию», когда ремонт будет происходить только для виду, а на самом деле угроза национальной безопасности останется. Конечно, заминка может случиться при решении вопроса — а кто же должен финансировать недоделы? Возможный вариант — резервный фонд госбюджета, поскольку речь идет по сути о чрезвычайной ситуации и экстренных мерах. Впоследствии потраченные деньги можно будет в регрессном порядке взыскать с виновников халатного строительства. Сегодня же необходимо сделать все возможное, чтобы избежать повторения Чернобыльской трагедии.
Ливерпуль порадовал детей Чернобыля
В рамках благотворительной программы Помоги детям Чернобыля Ливерпуль пригласил в гости детскую делегацию из Беларуси перед матчем третьего квалификационного раунда Лиги Европы с Гомелем.
Дети не только посмотрели матч и посетили клубный музей, но и получили подарки.
Также им показали, как живет и тренируется команда.
Отметим, что детям Чернобыля помогает не только Ливерпуль, но и другие клубы. Так, команда киевского Динамо традиционно помогает украинским детям, пострадавшим от последствий аварии на ЧАЭС.
Кроме того, активно помогают детям Чернобыля российская теннисистка Мария Шарапова и боксеры братья Кличко.
Да я в шоке, это ппц…